Мегабанки Японии называют истекший четырёхлетний период обесценивания йены ударом по шансам главы Банка Японии Харухико Курода оживить инфляцию и рост экономики.
Банки Tokyo-Mitsubishi UFJ Ltd., Sumitomo Mitsui Banking Corp. и Mizuho Bank Ltd. видят йену к концу года сильнее, чем в начале. И все три пересмотрели свои прогнозы в 2016 году, так как йена уже укрепилась на 6,7 процента в течение первых двух месяцев этого года (см. рис.1).
Чрезвычайное расширение профицита платежного баланса Японии повысило привлекательность йены, как убежища от потрясений на рынке. При этом рост профицита платежного баланса в Японии происходит не только из-за инвесторов, которые ищут возможность обезопасить свои инвестиции. Кредиторы указывают на убывающую перспективу повышения процентных ставок США, кроме этого йена становится мене чувствительной к беспрецедентным воздействиям Куроды, главы Банка Японии. Йена является второй наиболее недооцененной основной валютой для покупки.
“Контрастная динамика финансовой политики между Японией и США явно меняется в этом году,” – сказал Дайсуке Каракама, главный экономист в токийском Mizuho Bank Ltd., третьем крупнейшем кредиторе страны. “Мы должны вернуться к учебнику, который говорит, что будет мощная коррекция курса йены, когда реальные обменные курсы выйдут из синхронизации с долгосрочным средним ее курсом.”, утверждает Каракама.
Mizuho Bank Ltd. в прошлом месяце повысил прогноз на конец 2016 года до 108 йен за доллар, в сравнении с прогнозом в 116 по состоянию на сентябрь. В конце прошлого года валюта была 120.22 йен за долар и достигла 15-месячного максимума в 110.99 11 февраля. При этом йена была на уровне в 114.33 по состоянию на 6 часов утра в Нью-Йорке в среду. Кросс курс USDJPY, в целом, снизился более чем на 30 процентов в течение последних четырех лет.
Более сильная йена является проблемой для Куроды поскольку она затрудняет его усилия в стимулировании роста экономики и устранении дефляции, которая мешает экономике с 1990 года.
Существует предположение, что валютные поступлення в экономику в этом году будут уменьшаться. Вместе со швейцарским франком, йена является единственной основной валютой, где опционы на покупку превышают опционы на продажу уже в течение трех месяцев.
Удивительно то, что решение Банка Японии в конце января 2016 года принять отрицательные процентные ставки в краткосрочном периоде привело к росту доходности йены, сделав другие японские активы менее привлекательными. Инвесторы понесли убытки в размере 9,4 процента в японских акциях в феврале 2016 года, во время падения фондового рынка.
Политические ограничения
“Отрицательная ставка Банка Японии показала ограниченность политики в обеспечении условий для роста йены,” сказал Синдзи Куреда, глава подразделения второго по величине банка в Японии по валютной торговле Sumitomo Mitsui. “Надо признать ограниченное влияние политики процентных ставок по валютам”, утверждает Куреда.
Заседания Центральных банков Японии и США в середине марта 2016 года могут подстегнуть рост курса йены до уровня 105. Такой курс в последний раз видели в сентябре 2014 года и такое положение вещей подчеркивает сдвиг в расхождении политики, которая помогла двигать валюту в нужном направлении в последние годы.
По мнению аналитиков йена недооценена по отношению к доллару на 29 процентов благодаря политике Банка Японии. Профицит баланса текущих операций, общий показатель торговли Японии, поднялся на 3,3 процента в прошлом квартале, и продолжает восстанавливаться после небольшого дефицита в 2014 году.
В районе нуля
Если эти факторы будут способствовать росту курса йены, то это усложнит Банку Японии возможность повышения инфляции. Ключевым показателем является учетная ставка Центрального банка, которая не менялась в январе и колеблется, в настоящее время, в районе нуля.
“Снижающиеся ожидания ослабления йены со стороны Банка Японии будут управлять валютой в этом году”, сказал Минори Учида, руководитель подразделения глобальных исследований рынков в BTM крупнейшего японского кредитора, который в прошлом месяце пересмотрел свой прогноз на 2016 год по йене на 105 – 118, против 112 – 126 в январе.